Подводные камни при покупке LiFePO4 аккумуляторов
Подводные камни при покупке LiFePO4 аккумуляторов
К нам стали часто приносить на сборку и диагностику батареи, якобы LiFePO4, купленные очень дёшево. Многие просили после таких случаев, чтобы мы написали статью по этому поводу, чтобы знать о таких подводных камнях. Бывает обидно, когда купили АКБ, которая не позволяет эксплуатировать мотор-колёса серии Magic Pie (1500 Вт) в полную мощность.
В этой статье сравним АКБ LiFePo4-48В-10Ач от Golden Motor с низкокачественными АКБ (иногда под этим названием просто скрывают обычный Li-ion).
Параметр |
LiFePo4-48В-10Ач качественные |
LiFePo4-48В-10Ач низкокачественные (или подделка) |
Комментарии |
Размеры |
36.0 Х 15 Х 8.4 см |
36.0 Х 14 Х 7.4 см |
С двух сторон меньше на 1 см и вроде с точки зрения покупателя плюс – занимает меньше места. С точки зрения физики: объём меньше на 17%, при тех же ТТХ, т.е. сделаны из другого материала. |
Вес |
5.5кг |
4.5кг, 4.9кг |
На 1 кг легче и вроде с точки зрения покупателя плюс, т.к. меньше весит. |
Непрерывный ток разряда, А |
30 А |
20, 25А |
20А – это 1000 Вт, 25А-1200 Вт – заниженные характеристики |
Мощность разряда (постоянная) |
1500Вт |
750, 1000, 1200 Вт |
Заниженные показатели мощности |
Максимальный ток разряда, А |
60А |
25, 30, 35А |
Низкие пиковые токи |
Максимальная мощность разряда |
3000Вт |
750, 1500, 1700Вт |
Низкая пиковая мощность |
Напряжение заряда |
58.4В |
54, 56.8В |
Разное напряжение на зарядном устройстве. 54 Вольт – это Li-ion/Li-Po - будьте осторожны! |
Ток заряда |
3А, 5А |
1.5, 2, 2.5А |
Медленная зарядка, чтобы не убить ячейки с высоким внутренним сопротивлением. |
Циклов заряда\разряда |
2000 |
750, 1000, 1500 |
Ячейки обладают меньшей продолжительностью жизни |
Рассмотрим продавцов таких АКБ. Как уже приведено в таблице выше, Вы уже сами можете сделать вывод – это точно те характеристики, которые Вам нужны?
Касательно месторасположения таких продавцов: зачастую они не имеют постояенного места дислокации:
1) “Забрать свой заказ можно только по предварительному согласованию по адресу...”. Вы уверены, что они там работают, а не подъедут к месту для встречи с Вами?
2) “Адрес: Россия, г.Москва”. С такой формулировкой, можно встретиться в любом месте, хоть на Красной Площади. Обычно, встречаетесь рядом с метро, в машине. Сидя в машине, держа АКБ (без каких-либо опознавательных наклеек) в руках, думаете, что не хочется еще их искать, потом куда-то ехать и всё-таки, уповая на авось, соглашаетесь купить. Вы уверены, что их точно найдёте, если что не так? А если ещё без чека – чем докажете покупку?
Как выявить недобросовестных продавцов:
- Поискать отзывы в Яндексе: “Название_сайта отзывы” и “Название_юр.лица отзывы”.
- Поискать отзывы в Гугле: “Название_сайта отзывы” и “Название_юр.лица отзывы”.
- Поискать отзывы отраслевых форумах (электротранспорт, вело-магазины).
- Проверить домен – когда он зарегистрирован.
Чаще всего такие продавцы не пишут о гарантии (собственно, они изначально ничего вам и не обещают). Либо гарантия 2 недели – даже если подсунут Li-ion, за этот срок они ещё не успеют деградировать, даже если будете эксплуатировать сверх разрешённых токов. Могут писать и гарантия - 1 год (если их найдёте). Некоторые продавцы даже сами не знают что продают! Спрашивайте гарантийный талон!
Кроме того, почитайте какие бывают ячейки LiFePO4, из которых собирают батарею. Чаще всего встречаются призматические элементы на 10Ач, 12Ач. Не существует LiFePO4-13Ач! Если пишут такую ёмкость, значит это точно не LiFePO4, и вам пытаются подсунуть дешёвый Li-ion. Если АКБ имеет не прямоугольную, причудливую форму, то подумайте, как производители могли плотно втиснуть в неё прямоугольные элементы?
К нам уже с такими приходили – ниже фото для сравнения (покупатель был уверен, что у него LiFePO4, но на АКБ нет никаких наклеек, касательно химии ХИТ, только номинальное напряжение и ёмкость):
А некоторые узнают о том, что подсунули Li-ion после таких случаев (самовозгорание во время езды - видны горящие цилиндрические элементы):
Кроме того бывают скупщики в Китае б\у батарей, они их сортируют, хорошие по хорошей цене, средние подешевле, а мёртвые ячейки - на металлолом. Другие скупщики их скупают и собирают батареи в гараже, и преспокойно продают на Алиэксперссе (это аналог нашего Яндекс-Маркет, обычный агрегатор), качество их там никто не проверяет, главное заплатить годовую плату за размещение. Иногда приезжаешь (как ты думаешь на крупный завод), а там просто колл-центр, просишь поехать на завод, они говорят 7-10 дней надо пропуск делать (знают что ты не не будешь столько ждать ради этого).
Выявить б\у ячейки можно только если замерить внутренне сопротивление. Чем они больше использовалось, тем выше внутренне сопротивление. Но кто же вам его замерит и покажет?
К примеру новые ячейки LiFePO4-10Ач имеют внутренне сопротивление 2-3 мОм, а б\у имеют сразу 5-7 мОм! Т.е у них внутренне сопротивление минимум в 2 раза выше, чем новые. Как проавило остаточный ресурс таких ячеек 200-300 циклов в щядящем режиме, а не 2000 циклов, а как заявляют продавцы. К тому же мощность отдачи гораздо ниже, из-за высокого внутреннего сопротивления.
Резюме: Предупреждён - значит вооружён. Радость дешёвой покупки быстро сменяется горечью от разочарования. Удачных покупок!